Стоимость:

520 UAH | 30 USD | 2000 RUB

Заказ книги

Эта книга — первая монография о мире тканей в ранневизантийской церкви. Ее основой стали знаменитые мозаики Равенны VVII вв., признанные классикой и включенные во всемирное наследие ЮНЕСКО. Несмотря на широкую известность самих изображений, обилие тканей в них оставалось загадкой. Между тем, именно эти мозаики хранят едва ли не единственное визуальное свидетельство использования тканей в древней церкви. Уникальность исследования состоит в расшифровке изображений тканей, как живого языка, благодаря соотнесению их с аутентичными греческими текстами. Полученный материал постепенно раскрывает исторический, символический и богословский смысл изображенных текстильных предметов. Понимание роли казалось бы «простых кусков материи» вдруг открывает перед нами целый мир живой, сильной и горячей веры людей того времени, наполняет знакомые классические мозаики реальными историями и человеческими судьбами. Ткани оказываются языком, которым написаны точные и яркие послания христиан, дошедшие до нас из глубины веков. Нужно только начать его читать…

 

РАЗДЕЛ I: ТКАНИ НА ЗАВЕСАХ

 ГЛАВА 1

ЗАВЕСЫ В СЦЕНЕ «ДАРОВАНИЕ ПРИВИЛЕГИЙ КОНСТАНТИНОМ IV АРХИЕПИСКОПУ РЕПАРАТУ» ИЗ САНТ-АПОЛЛИНАРЕ-ИН-КЛАССЕ

Все сцены нижнего регистра мозаик обрамлены полураскрытыми завесами, которые в каждой сцене имеют особое значение и диктуют контекст прочтения сюжета. В сцене императорского дарения они помогают понять сакральность изображенного действа как продолжения императором апостольского служения…

ГЛАВА 2

Завесы в мозаике «Жертвоприношение Авеля, Мельхиседека и Авраама» из Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Персонажи в мозаике относятся к разным по времени библейским сюжетам, но помещены под общий киворий окруженный завесами. Эта подробность переносит сцену во вневременный контекст литургии. Ветхозаветные прообразы Жертвы Христа наглядно связываются с Евхаристией…

ГЛАВА 3

Завесы, фланкирующие изображения епископов в алтарной апсиде Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Эти завесы являются смысловым мостом, объединяющим рассмотренные выше сюжеты. Завесы помещают всех персонажей в реальное алтарное пространство данной церкви. Так единая идея Евхаристии, совершающейся в центре алтаря, раскрывается в разных аспектах…

 

 

ГЛАВА 4

Завесы Дворца Теодориха на мозаике в Сант-Аполлинаре-Нуово

 

Это единственный сюжет, где завесы играют центральную роль. Они были внесены в мозаику на несколько десятилетий позже ее создания, что полностью изменило значение изображенного здания, превратив его из реального дворца Теодориха в триумфальный вход в Царство Небесное…

 

ГЛАВА 5

Узоры тканей на завесах дворца Теодориха на мозаике в Сант-Аполлинаре-Нуово

Узоры этих завес состоят из красных цветов и кругов с перекрестиями. Символы связывались с цветком мальвы – основной архаической пищей, которая стала ассоциироваться с хлебом и воскресением. В христианстве эти символы были переосмыслены как Тело Христово – завеса и вход в Царство Небесное…

 

ГЛАВА 6

Две завесы в сцене приношения даров Феодорой из Сан-Витале

Эта мозаика была создана еще при жизни св. императрицы Феодоры. Завесы в этой сцене позволяют прочесть сюжет как своеобразное послание августы. Они говорят о ее особом статусе и правах в Церкви. Завеса перед императрицей, показывает ее возможность войти в алтарь для принесения императорского дара. Завеса над дамами из ее свиты демонстрирует реальные черты ритуала сопровождения императрицы

 

ГЛАВА 7

Ширмы с завесами вокруг изображения Этимасии из Арианского баптистерия

Ткани вокруг Этимасии подвешены на специальных рамах подобно драпировкам. Они были призваны выделить пространство Престола уготованного и представляли собой, вероятно, одно из наиболее древних устройств ширм с завесами…

 

РАЗДЕЛ II: ТКАНИ В КУПОЛАХ

ГЛАВА 1

Конструкции куполов над портретами епископов в алтарной апсиде Сант-Аполлинаре-ин-Классе: реальные предметы из ткани и символы

Купола над епископами, которые традиционно относились к декоративным деталям мозаик, рассматриваются как реальные матерчатые покровы в виде зонтов. Определяется их реальная пространственная форма, символика и традиция употребления в церкви…

ГЛАВА 2

Православного баптистерия: таинство Крещения и открывающееся Небо

Ткани в куполе традиционно воспринимались как декоративные драпировки, однако они имели непосредственное отношение к таинству Крещения. Их замысел был глубоко продуман в соответствии с целью и предназначением баптистерия, подтверждение чему обнаруживаются как в других баптистериях, так и в христианских текстах того времени…

ГЛАВА 3

Символические изображения Небес в византийском искусстве: элементы тканей

Способы изображения неба прочно опираются на классическую литературную и христианскую текстовую традицию, где в словесных образах небо неоднократно отождествляется с покровом и тканью. Особый интерес представляет объединение в своеобразный гибрид предметов из тканей (зонт, полог, шатер и киворий) с небесными или  божественными образами, такими как орел, раковина, звезды и облака…

ГЛАВА 4

Мандорла: образы неба и элементы тканей

Детали шатра-покрова и полога, совмещенные с образами звездного неба, радуги и облаков, были активно использованы в формировании иконографии мандорлы. Ткани, как равные элементы среди других небесных образов, давали художникам богатые возможности для новых иконографических вариантов. Они использовались совершенно осознанно и просуществовали гораздо дольше, чем сама византийская традиция…

ГЛАВА 5

Переход названий символов неба в терминологию литургических тканей

Глубокая связь небесных образов и тканей отразилась на реальных текстильных предметах в богослужебной практике церкви. Все названия символов неба были полностью перенесены в названия литургических тканей, которые мыслились частью небесных, Божественных образов…

ГЛАВА 6

Элементы тканей, обрамляющие сюжетные композиции в мозаиках Равенны: храм как шатер?

Идея использовать ткань оказалась очень плодотворной для создателей иконографических программ храмов. Между сюжетами на стенах помещают соединительные орнаменты, отсылающие к образам шатра, его текстильным лентам и узорам. Все сюжеты на стенах предстают подобно роскошным коврам, представляя весь храм как вытканный небесный шатер…

Матвеева Юлия Геннадьевна, кандидат искусствоведения, преподаватель Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Около 20 лет занимается изучением церковных тканей. Уникальность ее подхода состоит в совмещении практических знаний по созданию литургических тканей и теоретических исследований древних памятников. Автор более 50 публикаций, большая часть которых посвящена церковным тканям. Диссертация «Эволюция византийской традиции в иконографии литургического шитья позднего средневековья» защищена в 2008 г. Последние десять лет основным научным интересом является возникновение и развитие литургических тканей и их иконографии в ранневизантийский период. Активно участвует в конференциях и выступает как лектор

ЗАКАЗ КНИГИ

 

Если Вы хотите сделать заказ книги, то заполните форму или напишите письмо на: matveyevoy@gmail.com с темой:
Decorative Fabrics in the Mosaics of Ravenna
и в письме укажите:

После оплаты мы свяжемся с Вами, что бы согласовать удобный способ доставки книги.

Спасибо!